Сражение состоялось в ходе русско-шведской войны (1788-1790).
В кампанию 1790 г. шведское командование вновь попыталось провести масштабное наступление на Санкт-Петербург. Снова шведские военно-морские силы должны были попытаться захватить господство на море, нейтрализовать российский флот и обеспечить высадку десанта в непосредственной близости от столицы Российской империи. Для русского флота ситуация осложнялась тем, что его основные силы базировались в разных портах, значительно удаленных друг от друга.
Несмотря на то, что в мае 1790 г. шведский корабельный флот (под командованием герцога Карла Зюдерманландского) потерпел поражение от российской ревельской эскадры (под командованием В. Я. Чичагова), шведы попытались осуществить прорыв мимо Кронштадта к Петербургу. Здесь им противостояла другая русская эскадра (под командованием А. И. Круза). На этот раз шведы имели значительное численное превосходство (против шведских 22 линейных кораблей и 8 фрегатов русская сторона в районе Кронштадта могла выставить только 17 линейных кораблей и 4 фрегата). Кроме того, на кораблях русской кронштадтской эскадры резко ощущался недостаток опытных моряков (их подготовка велась буквально накануне боя). Русская и шведская эскадры столкнулись у южного побережья Финского залива в районе дер. Красная Горка (ныне Ломоносовский район). Сражение началось глубокой ночью 23 мая (3 июня) 1790 г. и продлилось до вечера следующего дня. Русский адмирал А. И. Круз успешно пользовался ограниченностью пространства, в котором разыгралось это морское сражение для борьбы с более многочисленным противником (близость берегов и мелководье восточной части Финского залива). Шведскому флоту так и не удалось нанести поражение кронштадтской эскадре до подхода, идущей из Ревеля эскадры В. Я. Чичагова. Появление вечером 24 мая (4 июня) в непосредственной близости от места сражения русской ревельской эскадры заставило шведский флот отступить и укрыться в Выборгском заливе. Вновь как в кампанию 1788 г. оказался сорван амбициозный план шведского командования по захвату столицы Российской империи.
Успехом в этом сражении русский флот во многом обязан энергии и решительности командующего русской эскадры А. И. Круза. За это сражение он был пожалован орденом Св. Александра Невского. Особо отличился в этом бою командир отряда гребных фрегатов Ф. М. Деннисон. Его маневренный отряд оказывался в эпицентре боя в самые решительные моменты. О напряженности Красногорского боя говорит гибель командующего авангардом русской эскадры адмирала Я. Ф. Сухотина (первого за историю российского флота адмирала, погибшего в бою).
_____________________________
Гребенщикова Г.А. Балтийский флот в период правления Екатерины II : документы, факты, исследования / Г. А. Гребенщикова. — Санкт-Петербург : Наука, 2007. — 719 с., [16] л. цв. ил.: ил. + 1 л. карт.
Грибовский В.Ю. Выборгское морское сражение 1790 г. : "Трафальгар Балтики" / В. Ю. Грибовский. — Санкт-Петербург : Центр Сохранения Культурного Наследия, 2011. — 96с. : ил.